КАЖДЫЙ АРМЯНИН - ЭТО ТЫ -
вот незыблемый закон национальной нравственности

ЧЕЛОВЕК, ОБЪЕДИНИ СВОИ СИЛЫ С СИЛАМИ ТВОИХ ЕДИНОКРОВНИКОВ - во имя счастья огромного целого! - таково сегодняшнее и завтрашнее социальное требование. Иначе говоря, личность должна искать свое благо в благоденствии общества. Тот, кто противопоставляет личность обществу, виновен и перед тем, и перед другим. Вне жизни, содержания нации личность ничто. Солдат, умри славной смертью, чтобы родная земля не cтыдилась принять твое тело. Рана, полученная на поле боя, - великолепнейшее украшение смельчака. Побеждает тот, кто поставил себе целью победить - победить любой ценой. Независимая Родина необходима как раз для того, чтобы сделать вас, нищих духом, совершенными людьми и Армянами, достойными независимости. Надо побеждать, надо побеждать, дабы не утратить право на существование. Смерти нет, умирает малодушный, трусливый, умирает уже умерший. Сражаются - армии, побеждают - народы.

("Война Горной Армении за свое существование". - "Айреник", Бостон, 1923, сентябрь, с. 71-78)


ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ТОТ, КТО УЖЕ ПОБЕДИЛ СЕБЯ, то есть тот, кто почти убил в себе страх смерти.

("Семь наказов моим соратникам" - "Айреник", Бостон, 1925, сентябрь)


РОДИНЫ ЖИВУТ ПАТРИОТИЗМОМ, ПОГИБАЮТ - ВСЛЕДСТВИЕ ЕГО НЕДОСТАТКА. Наш народ без патриотизма то же, что тело без души. Невежество, эгоизм и космополитизм - вот три непримиримых врага патриотизма. Патриотизм и гуманизм совместимы абсолютно. Только любящий свою нацию способен любить человечество.
("Боевые мысли", 1925)
1. Никогда - без Сюника и Арцаха! Без этого мощного географического позвоночника наша целостная родина существовать не может.
2. Твое спасение на твоих горах, в твоих горах. Так что в твоих храмах, рядом с крестами помести по одному утесу и поклоняйся ему, дабы не ослабло спасительное преклонение перед горами.
3. Спарта. На печальном Востоке твоя страна может существовать только как новая Спарта. Стремись, ты можешь - и станешь!
4. Никогда без оружия! Пусть прежде соседи твои перекуют свои мечи на орала.
5. И ни одного бедняка на твоей земле! Родины гибнут от слез несчастных и трусливости слабых. Все твои сыновья - в достатке и мужественны!
6. Один народ - одна семья. Возможно, из всех наций только ты не имеешь права на внутреннюю разобщенность.
7. Будь сильным, еще раз - сильным и всегда - сильным. Народы в конце концов остаются владельцами не того, что им дается, что они выпрашивают, а только того - чего достойны, чем сумели овладеть собственными силами.

("Семь наказов моим соратникам. Из цикла "Свободный Сюник". - "Айреник", Бостон, 1925, октябрь)


ТОЛЬКО НАРОДЫ, СПОСОБНЫЕ НА ДУШЕВНЫЕ ПОТРЯСЕНИЯ, СПОСОБНЫ НА ОБНОВЛЕНИЕ. Душевно больны народы, недовольные своей родиной. Болен, несчастен народ, который до сих пор имел только два достоинства - приписывать свои беды внешним причинам и искать спасение у внешних сил. Мы потерпели поражение, ибо вместо того, чтобы использовать все силы духа нашей нации, искали покровителей. Недостаток политического сознания, неуверенность в себе, психология страха - вот наш трехглавый враг. Народы живут для себя, творят - для человечества. Правда - это сила. Нет силы без правды, нет спасения без силы.

("День дней", 1926)


НЕЗАВИСИМАЯ РОДИНА - ЭТО НЕ ТОЛЬКО ПРАВО, НО И ОБЯЗАННОСТЬ. Родная земля одного народа не может стать вечной родиной другого. Девизом каждого члена партии должно стать: вместе с партией, но для нации. Нельзя быть одновременно плохим человеком, но хорошим армянином, нельзя быть несовершенным человеком, но совершенным армянином. Идеал и неостановимое стремление к нему - вот что дает нам право называться человеком. Бессмысленна и предосудительна человеческая жизнь, если она - не служение идеалу, исполнение нравственных обязанностей. Не поставлены пределы душевным силам самопознающей личности. Я хотел бы, чтобы ты, армянский юноша, встал на путь самопознания - самый короткий и самый верный путь к силе, к победе и высшему счастью. Не завидуй, ибо в мире нет ничего, чего бы не было в твоей душе. Зло - слабость. Родину надо любить независимо и от ее политического режима, и от наших политических убеждений. Нет большего чудовища, нежели непатриот, безразличный в душе к своей стране и народу. Нации более всего страдали и будут страдать из-за собственных пороков. Судьба наций в ладонях матерей. Никогда не было такого, чтобы народ не дал больше того, чем могут потребовать его предводители. Там, где люди признаются в своей слабости, но не стесняются быть слабыми, - там царит духовное рабство. Когда-нибудь армянство должно будет простить турок, но не стоя перед ними на коленях, а поставив на колени их. Мы - народ духа и поэтому все те учения, которые рождены обезличенным духом, например, социализм, большевизм, космополитизм, остаются непереваримыми и чуждыми для армянской души. Христианство же было вдохновляющим, и поэтому армяне первыми бросились в его объятия. Не только в V веке, но и в наши дни воинству очень немногих народов удалось выработать в себе тот высокий моральный дух, которым жили и действовали Мамиконяны - героический дух, к которому вряд ли что-то смогут прибавить века. Дух определяет судьбу наций. Изменился дух, изменилась и судьба. Еще не было такого, чтобы утративший дух народ длительно владел Родиной. Если народ вместо того, чтобы развиваться и побеждать, непрестанно говорит о грозящих ему опасностях, то поймите - он утратил свой дух. Дух придает стране смысл и святость. Только Родина одаривает человека гордостью самой праведной, болью самой глубокой, преклонением самым искренним и смертью самой священной. Жизнь учит нас нескольким великим истинам. И величайшая из этих истин гласит: если хочешь, чтобы жили твои род и Родина, имей волю умереть за них.

("Воля к смерти". - "Тарони арцив", 1937, N7)


И армяне, подобно некоторым другим народам, могли бы сохранить свое физическое существование, проявив слабость, то есть предав себя, но семижды слава им, они не поддались этой слабости сознательно и, демонстрируя во многих случаях пассивный героизм, пожертвовали половиной своего тела лишь бы сохранить верность своей родовой сущности. Тот, кто сознательно или несознательно считает октябрьский бунт революцией, тот оскорбляет все остальные революции в истории. Неверующее существо никогда не станет пламенным воином. Будущее и победа принадлежат не оружию, не мотору, а приводящему их в действие духу.

("Суд истории". - "Азат Айастан", Берлин, 1941, N2-3, с. 5-7).


ЕСЛИ НАШЕ СЕРДЦЕ И СОЗНАНИЕ ПРОНИКНУТЫ ИДЕЕЙ СИЛЬНОЙ И НЕПОБЕДИМОЙ РОДИНЫ, ТО ЗАВТРАШНЯЯ АРМЕНИЯ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ БЕССИЛЬНОЙ И НЕСЧАСТНОЙ. Никогда и нигде - без духовной родины! Нет великих и малых народов. Есть лишь члены человеческой семьи, наделенные равными правами. В наш век, и особенно в наши дни, ничто так не ослабляет дух, способность наций к сопротивлению, как та гибельная надежда, будто не собственные усилия решат их судьбу, а некие внешние силы. Выяснять причины своих прошлых поражений, вновь и вновь предавать забвению наставления истории, а затем, подвергнувшись новой катастрофе, заново учить уроки истории - вот судьба недальновидных наций. Сколь забывчив, столь слаб и несчастен народ. Забыл свою историю - значит, невежествен и достоин наказания. Никогда, ни в века национального царства, ни в то время, когда Армения называлась "вторым царством персов", никогда не слабел в армянах дух мужества. Верно, однако, и то, что в течение этих долгих веков не было случая, чтобы армяне - по внутренним причинам - сумели сполна воспользоваться этим духом. Именно в этом трагедия нашего народа. Армяне не знают своей истории, точнее говоря, не умеют пользоваться своей историей - вот в чем источник их несчастий. Они не знакомы со своим мужественным, героическим прошлым, и поэтому, к радости врагов их существования, верят во что угодно, но только не в силу собственной десницы. Поэтому они в массе своей - пораженцы. Для них Мамиконян Аварайра - более мученик, святой, нежели воин и герой. Невежественный в собственной истории армянин ничего или почти ничего не знает о традиционных воинских талантах и великих воинских подвигах своего рода и поэтому не полагается на собственную десницу, не верит в собственное будущее. Он не знает, что армянское мужество веками выполняло для страны армянской роль громоотвода, предотвращая и нейтрализуя множество внешних опасностей. Я не раз имел несчастье слушать армянского учителя, преподающего национальную историю, и мне было очень больно за наше подрастающее поколение. Мертвец мертвыми словами говорит о мертвых. История для него - бездушная схема, а не трепещущее сердце. Он обладает отрывочными знаниями о том или ином периоде нашей истории, помнит сухие события, даты, имена - и только. Он бездушен и не вкладывает душу в свои уроки. С одним и тем же настроением он говорит о Тигране Великом и Вест Саргисе. Коротко говоря, преподаваемая им история - не творческое переживание, а бездушная археология, ибо у него отсутствует заветное чувство национальной гордости. Учитель истории должен быть прежде всего патриотом. Он не таков - значит, его место не в школе. Значит, он не имеет морального права брать в руки Священную книгу жизни нашего рода.

(Армянское классическое мужество. - "Аракс", 1930, N25-27)


НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА - ЭТО НАШ ДУХОВНЫЙ ОКЕАН, В КОТОРЫЙ СТЕКАЮТСЯ БУРЛИВЫЕ РЕКИ РОДОВОГО ДУХА. Человек, у которого отсутствует чувство национальной гордости, - нравственный банкрот. Бог Мой! Как огромно созвездие храбрецов на небосклоне нашей истории! И как ослепителен их блеск! В мир приходит армянин, крещенный в собственных страданиях, новый армянин, который завтра принесет победу нашему роду. Несчастен народ, если его предводитель более тщеславен, нежели талантлив, если его предводителю недостает культуры - сердца и мысли, если охваченный злым дьяволом зависти он страдает нравственной желтухой, если он исповедует то или иное учение, обещающее личное счастье, если он тщится выглядеть великим в ничтожных делах и выглядит ничтожным в великих делах. Культура, если она не национальна, - не культура, как и нация, если она не культурна, - не нация. Для народа, потерявшего свою Родину, нет более высокой и заветной цели, чем ее возвращение - своей вечной собственности. Истинное равноправие между принадлежащими к различным родам нациями и личностями возможно только и только посредством собственных ценностей. Недостаточно восхищаться, даже преклоняться перед предками, надо превзойти их. Именно это - тот венок, который каждый потомок обязан возложить на могилу своих предков в знак уважения.

("Род и его подонки", 1935)


НЕТ БОЛЬШЕГО КОЩУНСТВА, ЧЕМ ЗЛОНАМЕРЕННОЕ ИСКАЖЕНИЕ ИСТОРИИ СОБСТВЕННОГО НАРОДА. ("Мой ответ", 1937) Я УВИДЕЛ СВОБОДНОГО ДУШОЙ В РАБСТВЕ И ВОЗЛЮБИЛ ЧЕЛОВЕКА. Я УВИДЕЛ РАБА, ЖИВУЩЕГО В СВОБОДЕ, И МЕРЗОК СТАЛ МНЕ ЧЕЛОВЕК. В наше время ничто так не снижает способность народов к борьбе, как то ужасное заблуждение, будто судьба их зависит не от собственных усилий, а от неких внешних сил. Питая глубочайшее уважение к Мадзини, не могу согласиться с ним, будто свобода любима более, чем родина. Родина Жанны д'Арк потерпела поражение в тот день, когда мышление нынешних либерально-демократических французов написало на воротах зоологического парка: "У науки нет ни родины, ни религии". Франция - великий народ, великая родина, судьбой которой управляли не величины, а демократические посредственности. Вот почему она была столь унизительно разоружена и побеждена. Новое в современной войне - это человек с новым мироощущением, для которого служение родине - честь, а не обязанность. Да, родина оказывает нам честь, предоставляя возможность умереть за нее. Агаси Абовяна, прощаясь с Ани, символом былого величия и славы его Родины, говорил: "Не надо мне никакого рая, пусть тело мое покоится под каким-нибудь камнем в твоих объятиях". Там, где истинная интеллигенция не выполняет своей функции вожака, там народ слеп и к тому же расколот. Интеллигенция, рожденная книгами, а не величием рода и страданиями народа, - ложная и бесплодная интеллигенция. Нет большего злодея, нежели руководитель, скрывающий от своего народа причины его несчастий. Застой, окостенелость мысли - если такова интеллигенция - значит, народ движется к кладбищу. Национальная идея всегда нова и неизменно современна. Пока этого не поняла армянская интеллигенция, она не имеет морального права и не способна вести за собой. Нет будущего у народа, страдания которого не служат смыслу и осмыслению его существования. Армянский патриотизм абстрактен. Многие ищут родину в облаках, в мистическом тумане, а она ведь так близко от нас и так нуждается в нашем внимании, преданности, преклонении. Три вещи сегодня следует оберегать от лжепатриотичного осквернения прежде всего - армянский крест, ребенка и письменность. Церковник, учитель, редактор - вот огромное благословение и зло одновременно. Благословение, когда род правит их совестью, проклятье, когда они не черпают вдохновение у своего рода. Мы можем любить многие вещи, но не проливать за них кровь. Родина, однако, требует не только нашего сердца, но и нашей крови, когда это необходимо для ее существования. Прежде, чем политически освободить тот или иной народ, необходимо - как предварительное условие - освободить от чуждых уз его мышление. Первой задачей армянской революции должно было стать воспитание армянства в таком духе, чтобы все слои общества дополняли и поддерживали друг друга, а не вели меж собой бешеную борьбу. Собственно армянская задача - превращение ассимилированных под чужеземным господством армянских масс в нацию. А это возможно только в случае политического единоверия.

("Род или партия?" - "Размик", 1942, N3)


НАРОДЫ ЕЩЕ НЕ УЗНАЛИ АРМЯНИНА, КОТОРЫЙ И ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ СВОЕГО ГОСУДАРСТВА ПРОДОЛЖАЛ СОЗДАВАТЬ ЦЕННОСТИ: ДАВАЯ ЧУЖИМ ТРОНАМ ЦАРЕЙ, АРМИЯМ - ПОБЕДОНОСНЫХ ПОЛКОВОДЦЕВ, СТРАНАМ - РЕФОРМАТОРОВ, ИСКУССТВАМ И ЛИТЕРАТУРЕ - ТАЛАНТЛИВЫХ МАСТЕРОВ. И у себя на родине, и в изгнании он оставался творцом, созидателем, чем и победил времена и смерть и часто светом своего гения освещал высоты вечности. Он сумел создавать ценности и этим подтвердил три вещи: то, что его духовный потенциал велик, очень велик, то, что его биологическая мораль не искажена, и то, что он способен на выпавшие на его долю несправедливости ответить своим служением человечеству.

("Размик", 1942, N26)


РАЗВАЛИНЫ ДРЕВНИХ ХРАМОВ... ЭТО ОСТАВЛЕННЫЕ ИСТОРИЕЙ МАТЕРИАЛЬНЫЕ СЛЕДЫ, В КОТОРЫХ ИСТОРИЯ ИЩЕТ ТУ ИДЕЮ, ТОТ СМЫСЛ, КОТОРЫЙ В СВОЕ ВРЕМЯ РОД-СОЗИДАТЕЛЬ ВЛОЖИЛ В СВОИ ХРАМЫ. Эту идею, которая превращает каменное здание, строение в храм, мы называем историческим прошлым. Народ - это сумма живущих личностей, нация - прошедших и существующих поколений, это - общность судьбы, а род - общность крови, которая находится в вечной борьбе с чуждыми заимствованиями. Род - ваятель нашего духа и плоти. Род - тот божественный гончар, который создал наше тело из земли Армении, наш дух - из армянской истории. Избавимся от того огромного заблуждения, будто существует некая общая, интернациональная, общечеловеческая культура... Подобная культура - вымысел, она не существует. Истинная культура всегда несет на себе печать индивидуальности создавшего ее народа. Армянин должен использовать верховенство духа над материей и стремиться, чтобы армянская культура праздновалась не раз в году, а переживалась каждый день как целостность духовных ценностей. Еще одно заблуждение. Культурен ли народ только потому, что у него есть язык и литература? Нет, конечно. Для того, чтобы называться истинно культурным, писателя и книги, ученого и науки недостаточно. Сомнительна та культура, в духовной жизни создателя которой шипов и колючек растет больше, нежели цветов доброты. Вовсе не культурен народ, охваченный внутренним самоедством. Культура предполагает теплоту сердца, человечность, бдящую совесть, благородство мысли и отношений, величие целей - ценности, недостаток которых превратил современную армянскую жизнь в ад. Попытайтесь освободить национальный дух от того содержания, которым заполнила его история, и вы превратите нацию в безликую массу. Понятия "человек" и "человечество" вообще обретают определенный смысл только посредством духа той или иной нации. Национальный гений придает определенное содержание общечеловеческому. На развалинах наций истинное искусство цвести не может. Вне данной нации ложны и человек, и человечество. Современный человек под влиянием пагубных космополитических учений почти утратил свой изначальный духовный облик, свою природную сущность. Необходима радикальная революция, возвращение от бескровного абстрактного человечества к органичному, родовому человеку - реальному человеку, который связан со своей землей и родом всеми нитями своей сущности. Учитесь думать по-армянски - это основа национальной нравственности. Самоосознание народа возможно лишь через собственную историю. Собственная история - наш мудрый советчик, воспитатель нашего духа, наставник нашей национальной совести. Знакомому с собственной историей хорошо известны две вещи: он знает, что может делать и что нужно делать для увековечивания Армянина и Армении. Равно несчастно и презренно поколение, которое удовлетворяется хлебом чужбины. Национальная нравственность - прежде всего обусловлена творческим согласием народа. Живущие вне страны или местные, ученые или невежественные, нейтральные или партийные - это армяне, и твоя холодность по отношению к ним равна каинству. Каждый армянин - брат по судьбе. Более того, каждый армянин - это ты - вот незыблемый закон национальной нравственности. Нарушающий этот закон расшатывает основы своей нации, он - враг своей нации. Вчера мы были нацией качества. И, чтобы не пропасть, такими мы должны вновь стать завтра. Режим не исправляет людей, наоборот, люди корректируют, меняют режимы. Власть становится узаконенным безвластием, если над ней нет контроля общественной совести. Каковы избиратели, таковы и их избранники. Идеологи ошибаются, полагая, что свобода может родить мудрость, наоборот, мудрость рождает свободу.

Перевод Левона КАЗАРЯНА


"Голос Армении" 02.02.2006
На Главную


Hosted by uCoz